Саморегулируемые организации букмекеров: зачем они нужны
СРО включают легальных букмекеров, принимающих онлайн-пари, и служат для защиты интересов, а также создания комфортной среды для операторов букмекерского рынка.
История появления СРО
Предшественниками СРО были две организации – НАБ (Национальная Ассоциация Букмекеров) и РАБ (Российская Ассоциация Букмекеров), которые выражали интересы участников рынка ставок. Новой точкой отсчета в букмекерском бизнесе стал 2014 год, когда законодатель внес важные изменения в ФЗ № 244 о регулировании индустрии азартных игр.
Рекомендуем прочитать: Азартные игры и ставки на спорт: сходства и различия.
Были узаконены онлайн-ставки, ранее бывшие под запретом. Государство установило, что букмекерская компания вправе принимать пари от населения при выполнении следующих условий:
- наличие лицензии ФНС РФ на организацию и проведение азартных игр;
- членство в одной из СРО (саморегулируемых организаций) букмекеров;
- проведение денежных операций через ЦПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок).
Требование государства по созданию СРО и наделение их соответствующими функциями привело к тому, что добровольные объединения операторов рынка ставок (НАБ и РАБ) утратили свое значение. В 2015 году появлялась информация о возможном переформатировании указанных организаций в сторону защиты интересов игроков, однако на текущий момент никаких сведений об этом в сети найти не удалось. Специалисты популярного портала «Рейтинг Букмекеров» сообщили, что у них также нет информации о нынешней деятельности НАБ и РАБ.
Задачи СРО букмекеров
Главное предназначение СРО – разработка единых стандартов букмекерской деятельности. К функциям организации можно отнести:
- представление и защита интересов членов ассоциации при взаимодействии с органами государственной власти;
- разрешение конфликтов участников рынка ставок;
- борьба с договорными играми и с отмыванием незаконных доходов;
- координация деятельности букмекерских компаний по отчислениям средств на поддержку российского спорта;
- разработка проектов нормативных актов по регулированию букмекерской отрасли, включая вопросы налогообложения.
Упрощенно: государство устанавливает минимальные базовые требования к операторам рынка ставок, а ассоциация букмекеров отвечает за деятельность компаний в рамках этих правил и регламентирует механизмы исполнения норм права.
Рекомендуем прочитать: Ставки на спорт – обман или нет? Что скрывают букмекеры.
Вступить в СРО могут юридические лица, организаторы азартных игр, имеющие лицензию ФНС РФ. То есть компания сначала получает лицензию на право заниматься подобным видом деятельности, а затем вступает в одну из действующих СРО букмекеров.
Какие существуют СРО
На текущий момент существует две СРО букмекеров, объединяющие в своих рядах всех легальных операторов рынка – это Первая СРО и СРО букмекеров. Еще есть СРО, представляющая собой ассоциацию конноспортивных тотализаторов.
Первая СРО
Первая СРО (bookmakersunion.ru) была создана в 2011 году. Ее возглавляет президент БК «Лига Ставок» Юрий Красовский. В организации предусмотрены следующие обязательные взносы:
- вступительный – 15 000 рублей;
- регулярные членские взносы – ежегодно по 1,2 миллиона рублей (100 000 в месяц);
- целевые взносы спортивным федерациям и лигам;
- взнос в компенсационный фонд защиты игроков.
СРО «Ассоциация букмекерских контор»
Президент – Дарья Денисова, сменившая в 2015 году на этом посту Константина Макарова (руководителя РАБ и БК «Бинго-Бум»), который стал председателем правления СРО. В сравнении с конкурентами вторая СРО предлагает меньший размер обязательных взносов (исключая внесение средств в компенсационный фонд, который определен законом и одинаков для всех):
- взнос при вступлении в СРО – всего 1000 рублей;
- ежемесячный взнос – 55 000 рублей, причем эта сумма была уменьшена (прежний размер – 75 000 рублей) в 2016 году в связи с ростом числа участников СРО.
СРО конноспортивных тотализаторов
Это некоммерческая организация, аналогичная СРО для букмекеров, занимается организацией и регламентацией ставок на скачки. В состав СРО «Ассоциация конноспортивных тотализаторов» входят и букмекеры, например, «Марафон», «Бетсити» и некоторые другие.
Состав СРО периодически меняется – появляются новые члены, случаются переходы компаний из одной организации в другую.
СРО и ЦУПИС
При формировании легального сектора онлайн-ставок самым существенным нововведением стало создание нового органа – Центра учета перевода ставок (ЦУПИС) – платформы, обеспечивающей денежные расчеты участников рынка. ЦУПИС контролирует финансовые потоки, исполняя роль посредника между бетторами и организаторами пари. Организация гарантирует безопасность платежей и защиту прав игроков.
ЦУПИС – это бизнес-проект двух организаций: СРО и платежного сервиса. На текущий момент каждая СРО взаимодействует со своим ЦУПИС.
- Для Первой СРО – это ЦУПИС на базе НКО «Мобильная карта» (сайт 1cupis.ru).
- СРО букмекеров сотрудничает с Центром учета переводов на платформе QIWI-банка.
- Третий ЦУПИС (ООО РНКО «Единая касса») используется для финансовых операций компаниями, входящими в СРО тотализаторов.
Почему надо выбирать букмекеров, входящих в ЦУПИС
Право выбора площадки для беттинга всегда принадлежит игрокам, каждый из которых исходит из своих предпочтений. Это может быть:
- поиск лучших коэффициентов, редких рынков и типов пари;
- желание обезопасить себя от порезки максимумов;
- попробовать себя на бирже ставок;
- развлечься в онлайн-казино и т. п.
В качестве главных аргументов в пользу входящих в СРО легальных контор, часто приводят защиту прав игрока и свободный доступ к услугам букмекерских компаний. Правда, в отношении защиты интересов бетторов и справедливого соотношения прав и обязанностей участников пари возникают сомнения. А вот отсутствие проблем с доступом и денежными переводами – важный фактор, способный склонить игрока к выбору легальной компании.
Рекомендуем прочитать: Рейтинг российских букмекерских контор.
Коротко о главном
- СРО букмекеров призваны объединить операторов рынка ставок для защиты их прав, разработки и соблюдения стандартов их деятельности.
- На рынке существует три СРО, включающие 20 действующих компаний по приему пари.
- ЦУПИС – это совместный продукт объединений букмекерских контор и кредитных организаций, созданный для финансовых расчетов между игроками и организаторами пари.
- Большинство игроков предпочитает играть в конторах, состоящих в СРО, в связи с отсутствием проблем с доступом к аккаунтам и удобством денежных переводов.